Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (376) | 20 июня 2011г.
 

За ширмой реформ

Мэрия Тольятти забывает финансировать «похоронку»

Георгий Кизельгур

Неделя осталась до закрытия I календарного и финансового полугодия 2011 г. За это время мэрия г.о. Тольятти так и не наладила финансирование отдельных расходных статей городского хозяйства, а некоторые нормативно-правовые акты, которые должны были быть разработаны к 1 января 2011 г., утвердила только в середине мая. Речь идет о расходовании средств на содержание кладбищ, а также финансировании погребения безродных граждан. На момент подготовки материала ни мэр г.о. Тольятти Анатолий ПУШКОВ, ни руководитель департамента городского хозяйства Вадим ЕРИН (на фото) не смогли прокомментировать, что мешало им решить эти проблемы еще в начале 2011 г.

Недофинансировали

В конце декабря 2010 г. было утверждено новое положение «Об организации похоронного дела на территории г.о. Тольятти». 18 февраля оно вступило в законную силу. Однако ни после вступления положения в силу, ни на сегодняшний день так и не решен вопрос с содержанием городских кладбищ. Аспекты содержания муниципальных кладбищ в этом положении практически не затронуты (см. «Хронограф» №12 (365) от 04.04.11).

Бремя финансирования этих мероприятий по закону лежит на местном бюджете, однако по факту его продолжает нести МУП «Спецкомбинат ритуальных услуг г.о. Тольятти» (Спецкомбинат). Существует большая вероятность того, что из-за убыточности процесса Спецкомбинат не сможет решать возложенные на него задачи. Отпущенные из бюджета в начале 2011 г. на эти цели средства в размере 1,6 млн р. закончились еще в I квартале 2011 г., а новых поступлений не было до середины июня.

Вместе с тем на уборку и содержание кладбищ к Пасхе, 9 Мая и православным родительским дням было потрачено около 6 млн р. Они пока полностью не возмещены, и, более того, в мэрии г.о. Тольятти не сообщают, когда средства поступят на счет исполнителя работ — МУП «Спецкомбинат». Все это время за счет собственных средств МУП «Спецкомбинат» производил работы по содержанию и благоустройству территории четырех городских кладбищ, площадью более 120 га, а также выплату заработной платы работникам кладбищ.

Примечательно, что схожая ситуация по отсутствию финансирования городских кладбищ складывается из года в год. Так, например, еще в конце мая 2007 г. администрация по настоянию Думы г.о. Тольятти была вынуждена экстренно готовить поправки в бюджет города, благодаря которым открылось бы финансирование содержания кладбищ (см. «Хронограф» №20 (185) от 28.05.07).

Субсидии вне закона

Средства в виде субсидии на содержания кладбищ бюджетом 2011 г. предусмотрены. Поэтому сегодня ситуация 2007 г. не должна повториться, ведь и ответственных за городскую ритуальную сферу уже нашли -это департамент городского хозяйства мэрии г.о. Тольятти.

В функции департамента были включены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений. Но финансирование работ по содержанию городских кладбищ так и не получило внятной схемы, а теперь, судя по всему, и вовсе не имеет никакой схемы. Так, 31 мая 2011 г. городская прокуратура потребовала отменить постановление мэра г.о. Тольятти от 18 июня 2008 г. № 1376-1/п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям) на содержание мест захоронений». По мнению прокуратуры, содержание кладбищ должно финансироваться в рамках Ф3№94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Но, несмотря на наличие данного протеста, 16 июня в редакцию поступил ответ от мэрии, о том, что «содержание общественных кладбищ производится в соответствии с действующим законодательством в рамках выделенных бюджетных средств». Впрочем, мэр Тольятти Анатолий Пушков пока не может ответить, когда финансирование содержания начнется в планомерном и стабильном режиме. Более того, нет никаких объективных данных, свидетельствующих о том, что подобная работа департаментом городского хозяйства ведется.

Важно напомнить, что за счет местного бюджета финансируется не только содержание городских кладбищ, но и захоронение безродных граждан. Эти обязательства закреплены за муниципалитетом федеральным законодательством. Сейчас муниципальная сумма затрат на одно захоронение составляет 4260 р. Но даже и эти деньги МУП «Спецкомбинат» никак не может получить.

Конкурсы невозможны

Постановлением правительства РФ от 12 октября 2010 г. №813, а также в соответствии со ст. 9 и ст. 10 ФЗ «О погребении и похоронном деле» были установлены крайние сроки индексации предельного размера стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, и предельного размера социального пособия на погребение. Затраты на эти услуги подлежат возмещению специализированной службе по вопросам похоронного дела. Согласно постановлению с 1 января 2011г. необходимо было проиндексировать это пособие исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного законодательством о федеральном бюджете. Однако в Тольятти расценки на оказание подобного вида услуг утверждены 16 мая, а в законную силу вступили только с 21 мая 2011 г.

Одной из причин столь длительного исполнения постановления правительства РФ стало то, что соответствующее положение было подготовлено и направленно на антикоррупционный комитет при мэрии г.о. Тольятти. Самое примечательное в сложившейся ситуации то, что в проекте постановления мэрии об определении стоимости услуг по погребению на 2011 г. указана стоимость услуг захоронения в рамках гарантированного перечня в размере 4260 р. Эта сумма не отличается от утвержденной на уровне федерального законодательства. Если муниципальная стоимость идентична федеральной, то почему на ее утверждение ушло столько времени? И какой был смысл выносить ее на антикоррупционный комитет? Такие действия можно было бы оправдать лишь желанием чиновников имитировать бурную деятельность. Логичнее было бы со стороны муниципалитета хотя бы попытаться довести размер такой компенсации до реального — а он, как свидетельствует практика, превышает 7,5 тыс. р. И, согласно действующему законодательству такая компенсация должна выплачиваться в течение 10 дней. Однако средства по этим расходным статьям стали поступать только в середине июня, да и то в неполном объеме.

Кардинальное улучшение ситуации с содержанием городских кладбищ в ближайшее время вряд ли возможно еще и потому, что эти кладбища до сих пор не оформлены надлежащим образом. Соответственно, проводить открытые тендеры на их текущее содержание невозможно. Кроме того, этот вариант имеет массу не только достоинств, но и недостатков, обусловленных требованиями Ф3№94. Этот процесс требует административной воли, иначе будет крайне затруднительно определить объемы работ. Кроме того, не существует норматива на содержание кладбищ. На двух этих параметрах должна формироваться как конкурсная документация, так и муниципальное задание или смета.

Для оформления кладбищ требуются бюджетные средства, которых в бюджете 2011 г. не заложено. Очевидно, нет и административной воли, чтобы определить объемы работ по содержанию кладбищ и сформировать некий норматив. Получается, что мэрия, даже если бы и хотела удовлетворить требование прокуратуры о проведении тендеров на содержание городских кладбищ, все равно технически не смогла бы это сделать.

Таким образом, мэрии Тольятти ничего другого не остается, как поддерживать муниципальным финансированием уже существующую модель ритуальной сферы в Тольятти, тем более что она, в принципе, работоспособна. Однако пока чиновники мэрии Тольятти предпочитают накапливать проблемы в такой деликатной отрасли, как похоронное дело. Пока в мэрии продолжают волокиту с принятием решения, содержание кладбищ поставлено под угрозу.