Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (381) | 25 июля 2011г.
 

Двигатель раздора

«Кузнецов» вступил в конфликт с «дочкой» Газпрома

Екатерина Михасенок

26 июля продолжится судебное разбирательство между ООО «Газпром трансгаз Москва» (ГТМ) и ОАО «Кузнецов». ГТМ требует вернуть двигатель HK-14CT стоимостью 38,5 млн р. из незаконного владения. «Кузнецов» и предприятия, входящие в структуру Газпрома, являются давними партнерами. Конфликт интересов, доведший до судебного разбирательства, может поставить крест на сотрудничестве. Газпром вряд ли ощутит последствия разрыва отношений. «Кузнецов», и так находящийся в не самом простом финансовом положении, скорее всего, вряд ли сможет пережить потерю крупного заказчика.

С иском в Арбитражный суд Самарской обл. ГТМ — стопроцентная «дочка» ОАО «Газпром», обратился в апреле 2011 г. Первоначально ГТМ, наряду с требованием обязать «Кузнцова» вернуть двигатель, допускал возмещение его стоимости в размере 38,5 млн р., как альтернативный вариант при невозможности возврата. Но в ходе судебного разбирательства ГТМ настоял исключительно на возврате двигателя.

Двигатели серии НК-14СТ были сконструированы ОАО «СКБМ» специально по заказу Газпрома.

Двигатели этой серии применяются в составе газоперекачивающих агрегатов на компрессорных станциях магистральных газопроводов. ОАО «СКБМ» является одной из организаций, не так давно присоединившихся к ОАО «Кузнецов». С 1995 г. ОАО «Моторостроитель» (в настоящее время — ОАО «Кузнецов) занялось серийным производством этой продукции, изготовив 210 двигателей.

Не исключено, что во владении «Кузнецова» спорный двигатель оказался в результате транспортировки с целью проведения ремонта или иного обслуживания. Судя по наличию иска от ГТМ, можно предположить, что по каким-то причинам «Кузнецов» продолжает удерживать его на своей территории.

В качестве третьего лица в процессе выступает ООО «Газпром комплектация». Эта организация является стопроцентной «дочкой» ОАО «Газпром». Исходя из заявленной на официальном сайте информации, «Газпром комплектация» занимается централизованными поставками различной продукции для осуществления деятельности компаний, входящих в холдинг Газпрома. Вероятно, «Газпром комплектация» осуществила закупку двигателя у ОАО «Кузнецов» и поставку до места назначения.

Здесь важно отметить, что «Хронограф» ранее направлял в адрес ОАО «Кузнецов» запрос относительно планов развития предприятия. Как пояснила в ответе начальник управления по связям с общественностью ОАО «Кузнецов» Анастасия Кузнецова: «Основной производственной программой 2011 г. станет создание унифицированного газогенератора. На базе этого газогенератора будут реализованы четыре инвестиционные программы. Это возобновление производства двигателя НК-32, а также создание нового НК-65. Унифицированный газогенератор также необходим для дальнейшей работы по созданию индустриальных установок для Газпрома».

Анастасией Кузнецовой был сделан акцент на сотрудничестве ОАО «Кузнецов» с Газпромом. Однако арбитражный спор за двигатель с компанией, входящей в структуру Газпрома, может поставить под вопрос реализацию планов ОАО «Кузнецов». Если это случится, то ситуация в ОАО «Кузнецов», которую можно считать предбанкротной, может в ближайшее время резко ухудшиться.