Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (405) | 20 февраля 2012г.
 

Виталий Гройсман:

Здоровье — самая дорогая частная собственность

Павел Андреев

13 февраля газета «Комсомольская правда» опубликовала статью председателя правительства РФ Владимира ПУТИНА «Строительство справедливости. Социальная политика для России». В ней премьер-министр изложил свое видение решений наиболее острых для страны социальных проблем. О том, как воспринимаются планы премьера специалистами из региона, в интервью «Хронографу» рассказал главный врач МУЗ «Городская клиническая больница №1» г. Тольятти депутат СГД III и IV созывов Виталий ГРОЙСМАН.

- Виталий Александрович, в своей статье Путин довольно большой раздел посвятил совершенствованию системы здравоохранения. На ваш взгляд, реформы, которые проводились в последнее десятилетие, действительно повысили качество медицинской помощи?

- Я могу сказать, что здравоохранение в Тольятти на довольно хорошем уровне. В Советском Союзе мое преимущество перед коллегами заключалось в том, что я имел статус «выездного» по спортивной деятельности. Это предоставляло мне возможность посещать больницы каждой страны и собирать информацию о том, какая медицинская техника необходима. Вследствие этого, когда нам выделяли средства, я знал, как их расходовать наиболее эффективным образом, закупая действительно необходимое оборудование. В 90-е годы мы с главврачом ГКБ №5 Николаем Ренцем ничего не разрушили, так что нам не пришлось ничего создавать заново. Мы до сих пор используем ту материально- техническую базу, которую собрали ранее.

Мы и сегодня, совместно с Ренцем, выделяем средства от предоставления платных услуг на обучение врачей. Я требую от своих заместителей ежемесячно проводить конференции. Мы стараемся использовать самое современное медицинское оборудование.

Между тем эффективность системы здравоохранения в РФ в целом оставляет желать лучшего. По оценке Всемирной организации здравоохранения, Россия находится на 130-м месте в списке из 190 стран мира. Поэтому не стоит удивляться, что большая часть населения России, в т. ч. медицинские работники, недовольна этой системой.

Это отставание имеет вполне конкретное денежное выражение. Сегодня государственные годовые расходы на здравоохранение в РФ составляют около S550 на душу населения. В странах ЕС этот показатель варьируется от S2500 до S3000. Проблема очевидна. Одной из основных задач правительства РФ на текущий момент считаю увеличение расходов на здравоохранение.

- Почему это не было сделано раньше?

- Как это не было? В последнее десятилетие правительство приняло целый ряд антикризисных мер. Введено дополнительное лекарственное обеспечение для определенных групп населения. Сейчас на эти цели расходуется около S3 млрд в год. С 1 января 2005 г. стартовал национальный проект «Здоровье». Таких масштабных мероприятий в сфере здравоохранения не проводилось уже лет двадцать. С 2011 г. на 70% увеличены взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС). Наконец, начата программа по поддержке медицинской индустрии. Я это вам говорю как специалист, работающий в этой отрасли.

Можно смотреть на проблему шире. Путин утверждает, что наше государство социальное. Подтверждаю это как депутат СГД, участвовавший в принятии бюджетов с 2012 по 2014 гг. Но сделав первый шаг, нужно планировать и делать второй, а потом — третий. Потому что взносы на ОМС остаются на недопустимо низком уровне, программа поддержки мединдустрии находится буквально в зародыше.

- Экс-министр финансов Алексей Кудрин говорит о том, что при увеличении затрат необходимо определить источник средств. Последнюю статью Путина он уже раскритиковал на этом основании...

- Каждый судит со своей профессиональной позиции. Бухгалтер всегда хочет сэкономить. Просто когда нам говорят, что мы не можем увеличивать расходы, нужно всегда вспоминать 130-е место.

У нас не осталось времени жить по-старому. Нужно подтягиваться до международных стандартов. В противном случае у нас не будет не только «социального государства», у нас вообще никакого государства не будет. И то, что Путин это понимает, вселяет уверенность в будущем.

Если уж говорить об эффективных механизмах финансирования, то давайте вспомним систему добровольного медицинского страхования (ДМС). Сегодня фактически единственным источником средств для медицины является ОМС. ДМС непопулярно у рядовых граждан, т. к. сопряжено с дополнительными затратами. Не всегда семейный бюджет способен это выдержать. Однако если государство нашло бы стимулы для работодателей отчислять средства на ДМС, проблема бы сдвинулась с мертвой точки. В РФ есть холдинговые структуры, создавшие свои внутренние системы ДМС.

- Как вы оцениваете тезис Путина о том, что без достойной зарплаты врачей, учителей и преподавателей госвузов реформы обречены?

- Зарплата действительно имеет первостепенное значение. И то, что в статье говорится о росте зарплаты в бюджетной сфере — очень хорошо.

Но нужно не просто увеличивать расходы, нужно выстраивать эффективную систему. Глупость в том, что нам ставят оклады. У нас, например, санитарка по окладу получает 2800 р. Она же должна оплатить 13% налога. Непонятно, как можно брать налог с человека, который даже прожиточного минимума не получает.

Мы должны избавиться от окладов. В этом вопросе необходимо перенять зарубежный опыт. Это почасовая оценка работы и соответствующая оплата. Специалист имеет более высокую ставку, нежели неквалифицированный работник. Эта система напрямую связана с социальными лифтами. Тот, кто хочет подниматься по служебной лестнице, вынужден учиться. Сейчас врачи недостаточно мотивированы на увеличение своей квалификации, потому что это незначительно отражается на их доходе.

Путин абсолютно прав, когда говорит, что «механическое повышение зарплаты всем и каждому неэффективно. Необходимо гораздо полнее учитывать в зарплате квалификацию и профессиональные достижения работника».

- В статье заявляется: «В России надо воссоздать рабочую аристократию». Насколько сложным будет процесс возрождения?

- Это и есть социальный лифт. Я знаком с примерами, когда рабочий по уровню своей компетенции превышал уровень инженера. У подобных специалистов другие запросы, и, возможно, их следует называть «рабочими аристократами». В Советском Союзе подобный класс приветствовался, хотя так и не назывался. Их труд оценивался высоко. Ни один инженер в Советском Союзе не получал столько, сколько рабочий VI разряда.

До сих пор не так много людей смогли избавиться от советского менталитета. Лозунг о том, что каждый должен иметь высшее образование, был в Советском Союзе. Теперь мы пришли к тому, что рабочий должен иметь высшее образование. Человек должен стремиться к прогрессу, к повышению качества жизни. Менталитет не может измениться мгновенно. Это касается всех сфер жизни, а не только стремления добиться успешной профессиональной карьеры.

Путин в статье говорит о смене приоритетов даже не в социальной политике, а в мышлении. Мир меняется, независимо от нашего желания. Если мы не хотим меняться, мы ничего не добьемся.

- В отношении меняющегося мира следует напомнить, что социальное неравенство в России стало одной из основных проблем. В статье заявляется, что «важнейшая задача — уменьшение материального неравенства.

Как за счет более адресной и эффективной социальной политики, так и — в первую очередь — за счет возможности каждому зарабатывать, обеспечить себе достаточный уровень доходов». Здесь, знаете ли, не до менталитета...

- А это еще один ответ Кудрину по поводу доходов и расходов. Эту задачу нужно решать незамедлительно. Она первоочередная. И гарантию выполнения этой задачи сегодня может дать только государство.

- В плане социальной политики самой незащищенной социальной группой являются пенсионеры. Как вы относитесь к накопительной пенсии?

- Я повторю слова Путина: «Пенсионное обеспечение, наверное, является самым большим достижением и самой большой проблемой для нашей страны». Сегодня пенсионное обеспечение более-менее стабилизировалось. И Путин отмечает это. Другое дело, что нам нужно двигаться к нормальному уровню пенсионного обеспечения. Накопительные механизмы красиво выглядят на бумаге. Реализовать их сложно. И здесь ключевую роль должно сыграть государство. Что бы мы ни говорили, но именно государство сегодня является самой надежной структурой для гарантии накоплении пенсионеров. Частные фонды еще не созрели для этого. Сколько их было в 90-е годы, и где они сейчас? И правильно говорится в статье, что нельзя повышать пенсионный возраст. Это не решит проблемы. Нам нужно становиться более эффективными. У нас есть потенциал роста, и его нужно реализовывать.

- Политика общества равных возможностей, как всегда, противоречит социальной политике. Задачу –«абсолютно нетерпимо, когда рождение ребенка подводит семью к грани бедности» предлагается решать посредством размеров пособий. Так для нормального содержания семьи нужно что — пособие или социальные лифты: заработная плата, образование?

- Если бы у меня не хватало средств, я бы через полгода после рождения ребенка нанял бы няню, а сам бы работал. Выплата пособий в течение длительного периода — это способ создания иждивенческих настроений. Хотя остается вопрос, что делать неполным семьям. В деле социальной поддержки нужен дифференцированный подход. Здесь очень легко наломать дров. Каждый случай уникален. Что действительно не обсуждается, так это то, что материнский капитал необходимо сохранить. Этот механизм уже доказал свою эффективность.

- В свое время была программа по переселению в Россию соотечественников. Как вы думаете, у нас есть перспектива стать конкурентной страной?

- Я не знаю, как и чем сегодня мы можем привлечь в Россию соотечественников. Хотя, однозначно, их необходимо возвращать. Сегодня единственным конкурентным преимуществом в разных отраслях может быть только зарплата. Соотечественники в свое время начали эмигрировать, потому что за границей был выше уровень жизни. Например, автомобиль считался не роскошью, а необходимостью. В России не было развлекательных и торговых центров.

Для уровня жизни необходимо три фактора — жилье, уровень зарплаты и доступность потребления. Продвижение по социальным лифтам у нас осложнено тем, что это продвижение зачастую происходит за счет взяток.

Однако не следует сгущать краски. В своих статьях Путин открыто заговорил о наших проблемах. И это хорошо. Мы стоим на пороге нового этапа развития России. В статье заявляется: «Ключевая проблема социальной политики России даже не объем ресурсов, который мы направляем на решение социальных задач. А эффективность, целевой характер проводимых мер. Нам необходимо в ближайшие годы изменить ситуацию, ликвидировать все зоны потерь в социальном секторе». Социальный сектор самый сложный в государственной политике. Здесь мы имеем дело с людьми, и поэтому не имеем права на ошибку. Здоровье — самая дорогая частная собственность.