Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (469) | 22 июля 2013г.
 

Юрий Сачков:

Решение жилищного вопроса упирается в нежелание чиновников работать

Сейдамет Абреков

Президент ООО «Группа компаний Адмирал» Юрий САЧКОВ в интервью «Хронографу» рассказал о том, за счет чего в ближайшее время можно обеспечить работников бюджетной сферы квартирами. Кроме того, он поделился мыслями, как на принципах частно-государственного партнерства в Тольятти стоит начать решать не только жилищный вопрос, но и развивать местный бизнес.

- Юрий Александрович, ранее на различных площадках вы поднимали вопрос о необходимости на городском уровне выработать механизм для обеспечения жильем нуждающихся. Причем вы указывали на то, что есть возможность довести стоимость 1 кв. м жилья до 20 и даже 15 тыс. р. За счет чего?

- Если проанализировать ситуацию, как в Тольятти используется часть жилого фонда, то удастся понять, что первые этажи многих домов занимают различные структуры — от медицинских до прокурорских и полицейских. Зачастую это муниципальные площади. Такие помещения легко вернуть в статус жилых. Нужно лишь структурам, которые там находятся, взамен предоставить нежилые помещения в других местах. Тем более что в городе пустует множество таких помещений.

Кроме того, у частного бизнеса также есть большое количество объектов. Только у меня имеется около 5 тыс. кв. м, которые я готов предоставить. Т. е. я предлагаю переселить разнообразные службы из помещений в жилых домах в здания, более приспособленные для их деятельности.

Нуждающимся в улучшении жилищных условий возможно предоставить квартиры в том состоянии, в котором они находятся. Ведь жилье бюджетникам будет предоставляться бесплатно и они за собственный счет сделают ремонт. Ну а чтобы получить такую квартиру в собственность, человек должен определенный период, допустим десять лет, отработать в бюджетном предприятии. Также возможен вариант, когда жилье будет продано бюджетникам из расчета 20 тыс. р. за кв. м. В любом случае решение жилищного вопроса позволит сохранить в городе специалистов — врачей, учителей и т. д., особенно молодых, многие из которых вынуждены переезжать в другие города.

- Идея хороша, но количество помещений, которые будут переведены в жилой фонд, не бесконечно. Сколько квартир можно передать бюджетникам по этой схеме?

- Город располагает примерно 20 тыс. кв. м, причем существенная часть из них пустует. За счет этих площадей будут обеспечены квартирами порядка 400 семей. Не много, но и не мало с учетом того, что сегодня квартиры очередникам вообще не дают. А ведь только по Центральному р-ну в очереди стоят 700 семей из числа бюджетников. Т. е. реальные потребности города не 20 тыс. кв. м, а не менее 100 тыс. кв. м. Но то, что я предлагаю, согласитесь, это быстрое решение проблемы. Не надо ничего строить, выбивать землю, изготавливать проекты и т. д. Нужна лишь целевая городская программа, которая будет работать в интересах горожан.

- Какие существуют другие возможности?

- Государство, или в данном случае муниципалитет, должно помогать частному бизнесу в получении пакета разрешительной документации на объекты, а также в подключении их к сетям. Я предлагаю, что в обмен на это государство будет получать, допустим, не менее 20% площадей. Лично я за подобную схему взаимодействия. Такой механизм позволит решать многие вопросы без проблем и поборов. Под поборами я подразумеваю стоимость подключения ко всем коммуникациям. Один из последних примеров. В здании, в котором мы находимся 10 лет, потребление электроэнергии идет через соседнюю организацию. Когда мы решили заключить договор напрямую и получить те же 15 кВ, которые сейчас используем, нам выставили счет за техническое подключение 14 млн р. Как при таких условиях можно строить недорогое жилье?

- Очевидно, что эта идея будет негативно воспринята ресурсоснабжающими организациями...

- Во всем мире сетевые организации приходят к потребителям и говорят: подключись, пожалуйста, бесплатно, только плати за потребление. У нас же все не так, как в остальном мире. Но это же воровство! Где в бюджетах ресурсоснабжающих организаций написано, что они эти деньги пускают на развитие мощностей? При этом мощности, которыми располагают эти компании, в свое время были построены за государственный счет и переданы в процессе приватизации. Т. е. они ничего не вкладывали в их создание. Кроме того, сегодня имеется предостаточно свободных мощностей, потому что в советское время сети строили с огромным запасом.

Вот тут власть как раз и должна говорить: мы не должны развивать отдельные ресурсоснабжающие организации, а должны развивать город. Зачем тратить миллионы рублей на помощь малому бизнесу, когда ряд ресурсоснабжающих компаний фактически душат этот же малый бизнес. Мое глубокое убеждение, что бизнесу денег давать ни в коем случае не надо, необходимо лишь нормализовать ситуацию, например по подключению к сетям. Допустим, если предприниматель потребляет не более 15 кВ, то стоимость подключения должна быть не более 500 р. То же самое касается воды, тепла, стоков и т. д. Это и будет реальная помощь. Если вернуться к жилищному строительству, бизнес, получивший такую помощь, должен 20% площадей отдать муниципалитету.

Т. е. выгода для бизнеса понятна. Самостоятельное подключение объектов и получение разрешительной документации обойдется гораздо дороже, чем стоимость тех 20% площадей, которые возьмет муниципалитет. Но, несмотря на очевидные преимущества такой схемы, пока решение жилищного вопроса упирается в нежелание чиновников работать в интересах города.