Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (843) | 14 июня 2022г.
 

Место Торчинского

Возможно, уже потеряло свою ликвидность

Татьяна Федорова

3 июня с официального сайта ГБУК «Самарский академический театр драмы им. М. Горького» (САТД) была удалена информация о Вячеславе ТОРЧИНСКОМ как директоре театра. Большой специалист по освоению денег налогоплательщиков, Торчинский назначался на свой пост министром культуры Самарской обл. Татьяной МРДУЛЯШ в преддверии масштабной реконструкции театра. Новую кандидатуру Мрдуляш, видимо, придется согласовывать с депутатом Госдумы РФ Александром ХИНШТЕЙНОМ. Впрочем, если перспективы вожделенной реконструкции сошли на нет, никакой кандидатуры может и не потребоваться.

Вячеслав Торчинский в качестве директора САТД был представлен труппе 9 марта 2022 г. До переезда в г. Самару Вячеслав Торчинский с 2018 г. занимал должность министра культуры Пермского края. Ранее более 10 лет занимал руководящие должности в администрации г.о. Пермь. Знакомство с коллективом проводила сама министр культуры Самарской обл. Татьяна Мрдуляш. «Вячеслав Торчинский имеет богатый опыт административно-хозяйственной деятельности. Работая в городской администрации, курировал значимые проекты в сфере благоустройства общественных пространств набережной, эспланады, парков и скверов», — сообщала Мрдуляш. Она подчеркивала: «Академический театр драмы находится на этапе важнейшей трансформации. Идет формирование проектных работ по реставрации и реконструкции здания. Нам предстоит серьезная работа по завершению проектирования и организация работы театра на период реконструкции» (см. «Хронограф» №15 (839) от 4.05.22).

Подозрение в том, что Вячеслав Торчинский долго в Самаре не продержится, возникло еще в апреле. Тогда в публичной плоскости появилась информация о том, что Вячеслав Торчинский собрал театральный коллектив якобы попрощаться. Однако министерство культуры эти сведения опровергло. Кстати, пермские СМИ сообщали, что Торчинский имел свойство регулярно писать заявления на увольнение, которые потом сам же и отзывал. Ему якобы могли мерещиться заговоры против его персоны. Несколько странное качество для чиновника, «имеющего богатый опыт административно-хозяйственной деятельности» (переводя на гражданский язык — умеющего управляться с поступающими в его распоряжение бюджетными средствами).

Причем из своего профессионального уровня Торчинский секрета не делал. Менее чем за три месяца своего пребывания на посту директора театра Торчинский успел дать несколько интервью местной прессе. Он рассказывал о планах реконструкции здания и о своем взаимопонимании с театральной труппой.

До Вячеслава Торчинского кресло директора театра занимала Яна Егорова. Правда, тоже недолго. Она была представлена труппе в здании театра драмы 17 февраля 2020 г. В то время о перспективах реконструкции, судя по всему, мечтал другой министр. Егорова прибыла в Самару из г. Санкт-Петербурга по приглашению министра культуры Самарской обл. (2019-2021 гг.). Бориса Илларионова (см. «Хронограф» №6 (742) от 25.02.20). На своем посту она продержалась менее года.

12 ноября 2020 г. министерство культуры расторгло с ней контракт, причем в одностороннем порядке и во многом благодаря Хинштейну (см. «Хронограф» №40 (776) от 23.11.20). Проще говоря, незадолго до увольнения не подходящего Хинштейну министра в отставку отправился ожидавший бюджетного потока директор. В театральной общественности говорили о неких противоречиях директора с коллективом САТД.

Теперь министру культуры Татьяне Мрдуляш придется вновь озаботиться кадровым вопросом. В САТД на данный момент вакантными являются посты художественного руководителя и директора театра. При подборе кандидатов ей, видимо, стоит посоветоваться с Александром Хинштейном, чтобы опять не попасть впросак. О том, что Александр Хинштейн не выпускает из поля зрения кадровую политику региональной культуры, было наглядно продемонстрировано в марте этого года. «Вслед за назначением итальянца Филиппа Десси руководителем оркестра Самарской филармонии еще один «заморский гость» может возглавить Самарский областной театр юного зрителя «СамАрт». На пост главного режиссера «СамАрта» рассматривается Владимир Гурфинкель, занимающий сегодня аналогичную должность в Русском драматическом театре Литвы», — сообщил депутат в своем телеграм-канале. Александр Хинштейн подробно расписывал, какие протестные акции поддерживал режиссер. Депутат сообщил, что известил о возможном назначении министра культуры РФ Ольгу Любимову.

«Министр культуры Самарской обл. Татьяна Мрдуляш подтвердила мне сегодня, что кандидатура Гурфинкеля на должность главного режиссера «СамАрта» действительно рассматривалась. Началась даже процедура его согласования, которая теперь — по понятым причинам — не состоится», — сообщал Хинштейн (https://t. me/s/Hinshtein).

Вряд ли стоит сомневаться и в способности Хинштейна тонко чувствовать финансовую сторону назначения функционеров самарской культуры. Особенно когда речь идет о перспективах освоения бюджетных средств на ремонте и реконструкции объектов этой самой культуры. Татьяна Мрдуляш должна с этим считаться, даже несмотря на силу своих семейных связей в Москве. Иначе можно не оправдать доверия и дождаться аналога «детского кордебалета» (см. «Хронограф» №36 (772) от 26.10.20).

Впрочем, причиной очередной театральной ротации вполне могут быть грядущие финансовые реалии. Ожидаемые перспективы укрепления рубля (даже несмотря на предстоящее снижение ставки рефинансирования до 9%) грозят рублевой ликвидности форменной «ликвидацией» (см. «Хронограф» №18 (842) от 4.06.22). Первое, к чему это приведет, — ощутимое бюджетное секвестрование. При таком сценарии развития событий интерес к директорскому креслу в САТД может потерять не только Мрдуляш, но и сам Хинштейн.

Пока министры с депутатами ищут (а может, и не ищут) нового руководителя, пост директора САТД с приставкой и.о. исполняет Татьяна Коньшина, заместитель директора по финансам САТД.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.