Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (843) | 14 июня 2022г.
 

Новые горизонты Терентьева

Откроются в результате акционирования АСАДО

Павел Соколов, Татьяна Федорова

7 июня Самарская губернская дума (СГД) освободила ГКП Самарской обл. «Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской обл.» (АСАДО) от льготы на неуплату налога на имущество. Это стало первым шагом к предстоящей приватизации предприятия. Сразу после акционирования ГКП «АСАДО» бюджет Самарской обл. начнет терять значительно больше, чем раньше. Это можно считать еще одним весомым объяснением причин перехода в июле 2021 г. Владимира ТЕРЕНТЬЕВА (на фото) с должности вице-губернатора — руководителя администрации губернатора Самарской обл. на уровень генерального директора ГКП «АСАДО».

Начали издалека

Депутаты рассмотрели проект Закона Самарской обл. №3210-22 «О признании утратившим силу п. 17 ч. 1 ст. 4 Закона Самарской обл. «О налоге на имущество организаций на территории Самарской обл.». Докладчиком по данному вопросу выступил министр транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. Иван Пивкин. Законопроект №3210-22 предложил «освободить от льготы по неуплате налога на имущество казенные предприятия, осуществляющие эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования». Изменениями в закон эта льгота будет ликвидирована. В пояснительной записке к законопроекту говорится: «Фактически вышеуказанной льготой за все время действия закона пользуется лишь ГКП «АСАДО». Провести объективную оценку обоснованности и эффективности рассматриваемой налоговой льготы не представляется возможным именно по причине наличия одной организации, ею пользующейся, что влечет за собой невозможность обеспечения реализации конституционного принципа равенства государственных казенных предприятий в рамках одной категории».

В приложении к тексту проекта закона давалось пояснение: «В настоящее время органами исполнительной власти осуществляется работа по подготовке к приватизации ГКП «АСАДО»». В финансово-экономическом обосновании к законопроекту отмечалось: «По представленной управлением Федеральной налоговой службы по Самарской обл. информации о налоговых расходах Самарской обл. за 2020 г. сумма выпадающих доходов областного бюджета в результате применяемой налоговой льготы в 2020 г. составила 11,4 млн р.». По окончании доклада министра Пивкина ни один из присутствовавших членов законодательного собрания Самарской обл. не выразил возмущения столь запоздалым желанием органа исполнительной власти обеспечить реализацию «конституционного принципа равенства».

Тем не менее возник резонный вопрос о том, кто и сколько денег заработает на акционировании ГКП «АСАДО». Логичным звучал и вопрос об открытости сделки. Иван Пивкин не взялся давать ответы, отмахнувшись тем, что его ведомство «не занимается приватизацией». На помощь министру Пивкину пришел вице-губернатор — председатель правительства Самарской обл. Виктор Кудряшов. Он заявил, что речь идет о приватизации и это еще не означает продажу предприятия: «Речь идет о преобразовании в акционерное общество со стопроцентным участием субъекта РФ. Говорить сейчас о какой-то открытой сделке, о продаже совершенно преждевременно, у нас таких планов нет».

Хотя это мало что меняет в плане перспективы потери бюджетом области миллиардов рублей. Напрашивается простейшая аналогия с АО «Самарская региональная энергетическая корпорация» (СамРЭК), единственным акционером которого является министерство имущественных отношений Самарской обл. (МИО).

Велосипед давно изобретен

Созданная в 2005 г. СамРЭК была объявлена оператором рынка услуг теплоснабжения малых городов и сельских поселений Самарской обл. Создавалась она в формате государственного унитарного предприятия (ГУП). Уже через год, в 2006 г., ГУП «СамРЭК» было акционировано. Появилось АО «СамРЭК». За время существования корпорация была превращена в потребителя бюджетных средств, которые миллиардами вливались в акционерное общество. Делалось это путем непрерывных допэмиссий в акционерный капитал АО «СамРЭК». В итоге уставный капитал АО «СамРЭК» с 2 млн р. при акционировании в 2006 г. вырос к окончанию 2021 г. до 6,9 млрд р. При этом АО «СамРЭК» и его 100-процентное дочернее ООО «СамРЭК-Эксплуатация» ежегодно имели возможности получать бюджетные кредиты, государственные заказы от правительства Самарской обл. и муниципальные от органов МСУ. Тем не менее даже этот комплекс мер совершенно не гарантировал АО «СамРЭК» получение прибыли. Убытки стали нормой. Рекорд текущей пятилетки правления губернатора Самарской обл. Дмитрия Азарова был достигнут в 2020 г. В тот год убытки АО «СамРЭК» превысили 438 млн р. при выручке 337 млн р. На этом фоне показатели 2021 г. можно назвать образцом профессионализма управленческой команды АО «СамРЭК». При выручке 335,6 млн р. убыток был всего 175,6 млн р. Нет ни малейших оснований говорить о том, что ГКП «АСАДО» после акционирования пойдет отличным от АО «СамРЭК» курсом.

Формально ГКП «АСАДО» подведомственно МИО. Оно же станет единственным акционером после акционирования АСАДО. Сегодня, как и много лет с момента создания в декабре 2003 г., ГКП «АСАДО» является крупнейшим исполнителем работ по содержанию автомобильных дорог на территории Самарской обл. Ежегодные гарантированные заказы значительно превышают 1 млрд р. Тем не менее к процессу приватизации ГКП «АСАДО» подходит не с лучшими финансовыми показателями.

В 2021 г. ГКП «АСАДО» получило выручку на уровне 2,5 млрд р., что на 105 млн р., или на 4%, оказалось меньше, чем годом ранее. По состоянию на 31 декабря 2021 г., совокупные активы предприятия составляли 1,7 млрд р., это на 7,6% меньше, чем годом ранее. Чистые активы ГКП «АСАДО» на 31 декабря 2021 г. составили 1 млрд р. Результатом работы за прошлый год стал убыток в размере 98,6 млн р. При этом в 2020 г. была получена прибыль 29,1 млн р. А тут предприятие лишили еще и налоговой льготы. Значит, на следующий год показатели могут быть хуже.

Казенно-акционерный хаб

Стоит учитывать, что основная задача казенного предприятия -выполнение государственных услуг. У организации нет права распоряжаться в личных целях имуществом, предназначенным для проведения работ и осуществления своих функций. Согласно законодательству такая организация не имеет возможности брать кредиты и покупать ценные бумаги. Казенные предприятия имеют право получать доход за платные услуги, но т.к. они не являются коммерческими, то и предпринимательство не является их целью. Все заработанные средства поступают в итоге в бюджет. У акционерного общества, пусть даже со стопроцентным капиталом субъекта федерации, финансовых возможностей больше. Политику общества будет определять совет директоров, который, скорее всего, будет сформирован из людей, понимающих особенности работы с бюджетом. Появляется возможность распоряжаться имуществом предприятия.

Учитывая, что 2021 г. ГПК «АСАДО» закончило с убытками, можно прогнозировать, что после приватизации для спасения предприятия срочно потребуются бюджетные вливания в виде допэмиссий. После акционирования АСАДО продолжит иметь максимальное преимущество на получение миллиардных госзаказов на обслуживание автодорог Самарской обл. При этом общество получит возможность абсолютно в закрытом режиме растворять эти средства путем подключения массы т.н. субподрядчиков.

По сути, после акционирования АСАДО можно будет считать полноценным непубличным хабом по перекачке бюджетных миллиардов в закрома узкого круга лиц. Что касается обновления парка спецтехники, то и здесь не придется слишком сильно думать о личных потерях. Существуют отработанные лизинговые схемы, где в качестве главного финансового источника используются бюджетные ресурсы. Классикой жанра можно считать историю поставки по лизингу автобусов для ООО «Самара Авто Газ» за бюджетный счет (см. «Хронограф» №17 (841) от 30.05.22). Причем в отличие от подконтрольного правительству АСАДО ООО «Самара Авто Газ» принадлежит частным лицам. Это означает, что в случае с АСАДО могут быть запущены куда более капиталоемкие лизинговые схемы.

Гарантом реализации озвученных версий освоения миллиардов бюджетных средств через АСАДО является Владимир Терентьев, который с 16 июля 2021 г. является генеральным директором ГКП «АСАДО». Иначе зачем ему могло потребоваться покидать 16 июля 2021 г. пост вице-губернатора — руководителя администрации губернатора Самарской обл., одну из самых влиятельных должностей в системе принятия решений в Самарской обл. (см. «Хронограф» №11 (835) от 4.04.22).

"Хронограф" будет следить за развитием событий.