Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (858) | 31 октября 2022г.
 

Безальтернативное ТТУ

В Тольятти в очередной раз разыгрывают маршруты для электротранспорта

Илья Ширтанов

31 октября 2022 г. заканчивается прием заявок на участие в открытом конкурсе по отбору пассажирского перевозчика по муниципальным маршрутам г. о. Тольятти наземным электрическим транспортом. Очевидно, что, как и в предыдущие периоды, исполнителем будет объявлено МП г. о. Тольятти «Тольяттинское троллейбусное управление» (ТТУ), директором которого является Евгений РАСТЕГАЕВ. Для столичных операторов, рвущихся на провинциальные рынки пассажирских перевозок, троллейбусное направление, видимо, пока не интересно.

Начальная цена контракта, заявленная в рамках конкурса №0842300004022000335, немногим превышает 205 млн р. В проекте муниципального контракта указано, что перевозчик должен организовать перевозки электрическим транспортом по известным тольяттинцам маршрутам — №1, 2, 4, 7, 13, 14, 21, 22. Заказчиком работ выступает администрация г. о. Тольятти. Информация раскрыта на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.

98,6 млн р. запланировано потратить на перевозки в 2023 г., оставшаяся сумма — 106,4 млн р. — зарезервирована на 2024 г. Аналогичная закупка проводилась в 2019 г. Тогда на безальтернативной основе контракт ценой 209,8 млн р. был передан МП «ТТУ». В 2021 г. события повторились: ТТУ было объявлено исполнителем контракта ценой 115,9 млн р.

ТТУ является традиционным тольяттинским пассажирским перевозчиком и единственным оператором данной сферы, парк которого сформирован исключительно из троллейбусов.

Данный фактор позволяет называть ТТУ локальным монополистом на рынке организации перевозок электрическим транспортом в Тольятти. В то же время это не создает для МП каких-либо реальных преимуществ.

Неоднократно высказывалось мнение, что троллейбусные перевозки морально устарели. Основным изъяном называли зависимость транспортного маршрута от наличия контактной электросети. Серьезным испытанием для ТТУ стал период, когда мэром г. о. Тольятти (2012-2017 гг.) был Сергей Андреев. На стыке 2014-2015 гг. по инициативе горадминистрации была демонтирована контактная сеть по ул. Баныкина и ликвидированы маршруты №22 и 23.

В 2015 г. электросетевая организация ОАО «ТЭК» обесточивала контактную сеть МП «ТТУ», объясняя свои действия наличием задолженности потребителя за поставленную энергию. В том же — 2015 г. другая ресурсо-снабжающая организация — АО «ТЕВИС» — инициировала процедуру банкротства ТТУ, указав на наличие неисполненных денежных обязательств в сумме, превышающей 4,5 млн р. Разумеется решать проблемы троллейбусного МП пришлось с участием учредителя.

Примечательно, что годом ранее, в 2014 г., губернатор Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николай Меркушкин помог в организации закупки для ТТУ 22 новых троллейбусов. Как видно, после реализации плана по обновлению подвижного состава ситуация в ТТУ только ухудшилась. Обсуждалась возможность кредитования МП (см. «Хронограф» №34 (562) от 26.10.15).

В 2018 г. размер основных средств муниципального предприятия достиг отметки 244 млн р. При этом сумма долгосрочных и краткосрочных денежных обязательств ТТУ в тот же период составила 193 млн р. К концу 2021 г. основные средств МП уже оценивались в 124,7 млн р., но при этом произошло снижение по обязательствам до 132,7 млн р.

Надо отметить, что за последние 4 года произошли заметные корректировки по валовой прибыли, а точнее убытку, который стабильно показывает МП «ТТУ». В 2018 г. валовый убыток измерялся суммой 184 млн р. На конец 2021 г. этот показатель составил 106,6 млн р. при выручке 186,9 млн р. и себестоимости продаж в размере 293,3 млн р.

Приведенные данные показывают, что электрический транспорт, во всяком случае в Тольятти, выполняя социальную функцию, продолжает приносить убытки. Отсутствие коммерческой привлекательности оставляет сферу городского электротранспорта вне поля зрения частных структур, которые активно осваивают рынки автобусных перевозок. К примеру, Самара уже ощутила на себе появление иногороднего оператора (см. «Хронограф» №26 (850) от 5.09.22).