Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (859) | 7 ноября 2022г.
 

Жильцам на заметку

УК-1 рискует остаться без лицензии

Егор Кошеров

27 октября арбитражный суд возбудил производство по делу, в ходе которого один из крупнейших операторов рынка ЖКХ в Тольятти — ООО «УК №1 ЖКХ» (УК-1) — намеревается оспорить претензии ФНС России на сумму без малого 260 млн р. Из документов известно, что УК-1, генеральным директором которой является Владимир МОРОЗОВ, уже начала накапливать дожи перед ресурсоснабжающими организациями (РСО). В таких условиях УК-1 предстоит объясняться с Государственной жилищной инспекцией (ГЖИ) по поводу продолжения деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД). Действие лицензии компании заканчивается 11 января 2023 г.

Тольяттинский старожил

УК-1 является преемником бизнеса, созданного Владиславом Арутюняном. Арутюнян начинал свою деятельность в сфере ЖКХ еще в то время, когда весь жилищный фонд г.о. Тольятти обслуживался муниципальными структурами. В 1998 г. было образовано МУ «Служба заказчика ЖКХ Автозаводского р-на». Эта структура была учреждена мэрией г. Тольятти для управления эксплуатацией жилищного фонда. Владислав Арутюнян стал ее директором. В 2000 г. появилась еще одна компания — МУЧ «ЖКХ Автозаводского р-на г. Тольятти», в которой Арутюнян также занял место директора.

К 2003 г., после появления на рынке ЖКХ других операторов, под контролем Арутюняна осталась третья часть жилищного фонда Автозаводского р-на, оставшаяся в управлении МП г. Тольятти «УК №1». Впоследствии МП было акционировано и стало функционировать в формате ОАО «УК №1», а еще позже появилось ООО «УК №1». Новообразованное общество приняло на себя почти весь жилищный фонд, находившийся в управлении ОАО «УК №1».

К сегодняшнему дню, согласно официальным данным, размещенным на портале Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), в управлении ООО «УК №1» (ИНН 6321309480) находится 143 МКД. По сведениям ЕГРЮЛ, мажоритарным собственником УК-1 выступает Марина Петросян с долей 85,71% в уставном капитале организации. Вторым участником юрлица, которому принадлежат оставшиеся доли, в ЕГРЮЛ записан Семен Арутюнян. Номинальный размер уставного капитала УК-1 оценен в 14 тыс. р. С 2015 г. компанию в должности генерального директора возглавляет Владимир Морозов.

За последние 4 года (2018, 2019, 2020, 2021 гг.) выручка УК-1 фиксировалась в пределах отметки 1,34 млрд р. При этом в рассматриваемый период организация всегда демонстрировала прибыль. По итогам 2021  г. она превысила 42 млн р.

Привлечь и взыскать

Из документов, раскрытых Арбитражным судом Самарской обл., стало известно, что 27 мая 2022 г. межрайонная инспекция ФНС Рос-сии№2 по Самарской обл. (МИФНС №2) вынесла два решения в отношении УК-1. Решением №10-38/56 общество было привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения. Сумма предъявленных ФНС к уплате налогов (страховых взносов), пени и штрафов превысила 259,1 млн р.

УК №1 попала в разработку налоговой службы.
УК №1 попала в разработку налоговой службы.

Решение №674, сформованное МИФНС №2 в тот же день, 27 мая 2022 г., было направлено на введение обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа имущества УК-1, а также приостановление операций по всем расчетным счетам в банках на сумму взыскания. Вероятнее всего, решение могло начать действовать с момента его принятия налоговым органом.

В рамках арбитражного дела №А55-32129/2022 об оспаривании действий МИФНС №2 от УК-1 последовало заявление, в котором отмечалось: «В адрес ООО «УК №1 ЖКХ» уже поступило предписание прокуратуры Автозаводского р-на г. Тольятти от 22 августа 2022 г. с требованием представить информацию о причине увеличения кредиторской задолженности перед ресурсоснабжающими организациями, проводимых мероприятиях по ее снижению». «Общая сумма обязательств перед кредиторами, по состоянию на 1 октября 2022 г., — 134 717 767,39 р.», — описали размер задолженности перед поставщиками представители УК-1.

При этом в деле было сделано уточнение относительно категоричной позиции МИФНС №2 по отношению к УК-1: «В требованиях №45194, 45198 по состоянию на 4 октября 2022 г. об уплате налогов, пени и штрафов указано, что в случае, если настоящее требование будет оставлено без исполнения в срок до 27 октября 2022 г., налоговый орган примет все предусмотренные законодательством о налогах и сборах (ст. 45, 46, 47, 76, 77 Налогового кодекса (НК) РФ) меры по взысканию налогов (сборов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов), обеспечительные меры».

До начала разбирательства от заявителя было подано ходатайство о применении обеспечительных мер в виде приостановления действия решения МИФНС №2 №10-38/56 (привлечение к ответственности). Кроме того, УК-1 просила приостановить обеспечительные меры, введенные налоговой инспекцией для исполнения решения о взыскании более 259 млн р.

Слово за ГЖИ

В первой части суд с просителем в лице УК-1 согласился. Дословно суд мотивировал свою позицию следующим: «В данном случае принятие обеспечительных мер не нарушает баланса публичных интересов и не может повлечь за собой утрату возможности исполнения оспариваемого решения при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу. Указанные меры, с одной стороны, обеспечивают права и законные интересы налогоплательщика до принятия по делу решения, а с другой стороны — интересы государства, поскольку исключается возможность возникновения дополнительных необоснованных расходов бюджета на возмещение налогоплательщику ущерба (пп. 14 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 35 НК РФ), в случае удовлетворения требований налогоплательщика».

Проще говоря, суд согласился с УК-1 в том, что МИФНС №2 не должна бесспорно списывать сумму взыскания со счетов УК-1 до окончания разбирательства. В то же время суд отказал УК-1 в удовлетворении ходатайства о приостановлении действия решения МИФНС №2 о применении обеспечительных мер. Т.е. денежные средства не могут быть списаны со счетов УК-1, но при этом сумма 259,1 млн р. не лишается обеспечительного статуса требований МИФНС №2. В этой части мотивировка суда звучала следующим образом: «Требование заявителя о признании недействительным решения МИФНС №2 от 27 мая 2022 г. №674 о принятии обеспечительных мер в рамках настоящего дела не оспаривается».

Эти обстоятельства дают основания полагать, что у ООО «УК №1» продолжится накопление долгов перед РСО и другими контрагентами. С учетом того, что только еще предварительное заседание по делу назначено на 29 ноября 2022 г., вряд ли процесс будет закончен до наступления 2023 г. Но даже если случится немыслимое — суд успеет под занавес уходящего года вынести решение в пользу УК-1, то МИФНС №2 может попытаться его оспорить. Это оттянет вступление решения первой инстанции в законную силу. Другими словами, даже при самом благоприятном для УК-1 исходе судебного спора с МИФНС №2 до 11 января 2023 г. получить вступившее в законную силу положительное для себя решение УК-1 не успеет.

11 января 2023 г., можно сказать, сакральная для УК-1 дата. По официальной информации ГИС ЖКХ, лицензия №063000119 от 22 апреля 2015 г., выданная УК-1, действует до 11 января 2023 г. До окончания указанного срока остается совсем немного времени. Несопоставимо меньше того, что необходимо для решения даже самой малой части проблем, которые получила УК-1 от МИФНС №2 из-за собственной же беспечности. Лицензирование управляющих организаций находится в ведении ГЖИ Самарской обл. Насколько известно, в ГЖИ, особенно в новой реальности (см. «Хронограф» №34 (858) от 31.10.22), весьма щепетильно относятся к вопросу выдачи лицензий компаниям, имеющим долги перед РСО.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.