Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (885) | 19 июня 2023г.
 

Южный обвод Самары

Определил место пересечения дорожно-ремонтных кланов

Татьяна Федорова

5 июня министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. (минтранс) в лице министра Ивана ПИВКИНА (на фото) заключило госконтракт с ООО «Гео-Проект» (г. Санкт-Петербург) на инженерные изыскания и проектирование предстоящего строительства Южной обводной дороги (ЮОД) г.о. Самара. Цена контракта почти 70 млн р., тем не менее смета самих работ по итогам проектирования может достигнуть 10 млрд р. Причем это не предел. Появление в качестве проектировщика питерской компании «Гео-Проект» дает основания полагать, что в дележ средств на ЮОД Самары уже включились кланы федерального уровня.

Первый блин комом

Необходимость строительства ЮОД обсуждается с 2010-х гг. По плану обводная дорога должна пройти от ул. Водников до Южного ш. по правому берегу р. Самары и соединить мост в створе ул. Главной, Самарский (Фрунзенский) мост и Южный мост. В центре города дорога должна пересекаться с ул. Главной, Комсомольской, Самарской и Ленинской, пройти через Железнодорожный р-н, в т.ч. в районе пос. Шмидта и Толевого, до Южного моста. При этом предполагалось строительство нескольких многоуровневых развязок. 23 ноября 2017 г. было опубликовано распоряжение правительства Самарской обл. №993-р «Об утверждении основной части проекта планировки территории в целях строительства автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской обл. ЮОД (от ул. Водников до Южного ш.), расположенной в г.о. Самара». Однако на время о дороге забыли, деньги потребовались на проведение ЧМ-2018. Вернулись к идее строительства ЮОД только в 2021 г.

3 сентября 2021 г. было официально опубликовано постановление правительства Самарской обл. №439 «Об утверждении основной части проекта межевания территории в целях строительства автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской обл. ЮОД (от ул. Водников до Южного ш.), расположенной в г.о. Самара».

Первый раз открытый конкурс на разработку проектной документации на ЮОД проводился в марте 2018 г. Были опубликованы условия закупки №0842200002118000069 по объекту «Разработка проектной документации строительства автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской обл. ЮОД (от ул. Водников до Южного ш.), расположенной в г.о. Самара. I этап (от ул. Водников до ул. Самарской)». Начальная цена контракта была установлена на уровне 22 млн р. Победителем было признано АО «Институт проектирования транспортных сооружений» (Транспроект, ИНН 1661008459). Однако контракт был расторгнут.

Кроме того, 20 июня 2022 г. минтранс обратился в Арбитражный суд Самарской обл. с исковым заявлением к АО «Транспроект» о взыскании неустойки за просроченные работы по государственному контракту №19-1/3/18 в сумме 2,6 млн р. Дело рассматривалось под №А55-17992/2022. Из материалов этого дела можно узнать, что АО «Транспроект» выполнило работы на сумму 9 млн р. Дальше начались просрочки по выполнению II этапа работы. Итогом рассмотрения дела стало решение, по которому минтранс получил всего лишь 100 тыс. р. неустойки. Это дело рассматривалось в апелляционной и кассационной инстанциях суда по жалобам минтранса, но решение Арбитражного суда Самарской обл. было оставлено в силе. Следует отметить, что АО «Транспроект» является опытным исполнителем госконтрактов. Общество становилось поставщиком в 185 контрактах на общую сумму 3,097 млрд р.

Сообразили на двоих

В 2023 г. минтранс вернулся к реализации проекта строительства ЮОД. Заказ на подготовку проектной документации разбили на две закупки. 26 апреля 2023 г. в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок было размещено извещение об открытом конкурсе №0842200002123 000155

с объектом закупки «Выполнение инженерных изысканий и осуществление подготовки проектной документации в целях строительства объекта капитального строительства «Строительство автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской обл. ЮОД (от ул. Водников до Южного ш.), расположенной в г.о. Самара. I этап (от ул. Водников до ул. Самарской)». Стартовая цена торгов была установлена на уровне 31,58 млн р. Заявки принимались до 12 мая. После проведения конкурсных процедур победителем было признано ООО «Ситистритпроект», зарегистрированное в Респ. Татарстан.

ООО «Ситистритпроект» было учреждено в 2020 г. С момента создания ООО «Ситистритпроект» его директором числится Михаил Соболев. Собственниками ООО «Ситистритпроект» в равных долях выступают Михаил Соболев и Юлия Казачихина. Причем Юлия Казачихина стала владелицей ООО «Ситистритпроект» в декабре 2022 г. До этого момента ее доли в ООО «Ситистритпроект» принадлежали Алексею Курьянову и Анастасии Разваловой.

Любопытный момент — в 2016 г. Юлия Казачихина упоминалась в СМИ как представитель АО «Транспроект», которое уже выполнило проектно-сметные работы для первого этапа ЮОД. Кстати, в техническом задании к открытому конкурсу, прошедшему 12 мая т.г., указывалось: «Использовать ранее разработанную документацию и инженерные изыскания, проект планировки территории в целях строительства автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской обл. ЮОД».

ООО «Ситистритпроект» становилось поставщиком в 16 государственных контрактах на сумму 129,56 млн р., из них 15 контрактов было заключено с минтрансом Самарской обл. Можно смело предположить, что окружение министра Ивана Пивкина хорошо знакомо с руководством компании из Татарстана.

Также определился подрядчик на II этап ЮОД. 10 мая 2023 г. в ЕИС была раскрыта информация о закупке №0842200002123000164, связанной с ЮОД. Объектом закупки было заявлено «Выполнение инженерных изысканий и осуществление подготовки проектной документации в целях строительства объекта капитального строительства «Строительство автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской обл. ЮОД (от ул. Водников до Южного ш.), расположенной в г.о. Самара. II этап (от ул. Самарской до пр. Карла Маркса)». Заказчиком работ выступил минтранс. Начальная цена контракта составила 69,2 млн р. Заявки принимались до 26 мая. 1 июня выяснилось, что победителем стало ООО «Гео-Проект» (ИНН 7839418049) из г. Санкт-Петербурга.

ООО «Гео-Проект» зарегистрировано в Санкт-Петербурге в феврале 2010 г. Директором и единственным учредителем ООО «Гео-Проект» с момента создания является Михаил Артемьев. ООО «Гео-Проект» становилось поставщиком в 410 государственных контрактах на общую сумму 14,74 млрд р. Основным заказчиком ООО «Гео-Проект» становилось ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Приуралье» Федерального дорожного агентства» (ФКУ УПРДОР «Приуралье»). С ними было заключено 39 контрактов на сумму 2,53 млрд р. За прошлый год ООО «Гео-Проект» показало выручку 2,5 млрд р. Чистая прибыль общества составила 74,6 млн р.

Связи помогут

До сентября 2021 г. владелец ООО «Гео-Проект» Михаил Артемьев числился директором ООО «Инждормост», тоже зарегистрированного в Санкт-Петербурге. Учредителем ООО «Инждормост» до 5 мая 2023 г. был записан Иван Безбах.

По данным ЕГРЮЛ, Иван Безбах владеет 50% ООО «СМУ №1» (ИНН 6324048564), которое имеет прописку в Самарской обл. в с. Курумоч. Причем в составе учредителей ООО «Инждормост» Иван Безбах появился только в апреле т.г. Вторая половина ООО «СМУ №1» принадлежит Равзе Шибаевой. Директором ООО «СМУ №1» записан Николай Каменский.

Также Иван Безбах в апреле 2023 г. стал совладельцем компании с таким же названием — ООО «СМУ №1», но с ИНН 6376021732. Эта компания была зарегистрирована в Самаре на 6-й просеке. Директором общества числится Елена Севастьянова. Безбаху в этом ООО «СМУ №1» принадлежит 50%, остальные доли находятся у Равзы Шибаевой (25%) и Игоря Разного (25%). Правопредшественником ООО «СМУ №1» с ИНН 6376021732 является АО «Дорожное эксплуатационное предприятие (ДЭП) №86», зарегистрированное в г.о. Тольятти. АО «ДЭП №86» было ликвидировано в 2018 г. С 2012 г. генеральным директором ДЭП №86 был Игорь Разный. Оно было создано в 2012 г. путем акционирования ФГУ «ДЭП №86» (г.о. Тольятти, ул. Телеграфная, 36). При этом Игорь Разный был директором ФГУ «ДЭП №86» с 2008 г. АО «ДЭП №86» перешло под контроль Игоря Разного и Равзы Шибаевой спустя непродолжительное время после намеченного на 5 сентября 2014 г. аукциона по продаже принадлежавшего государству 100-процентного пакета акций АО «ДЭП №86».

На балансе выставленного на продажу АО «ДЭП №86» находились крупные земельные участки и большое количество объектов недвижимости. Основная база ДЭП №86 была расположена в границах г.о. Тольятти, на ул. Телеграфной, 36, пос. Жигулевское Море (см. «Хронограф» №26 (513) от 1.09.14). В 2020 г. относительно непродолжительный период времени учредителем ООО «СМУ №1» с ИНН 6376021732 было ООО «Средневолжская строительная компания (ССК) «ДорМостАэро».

На данный момент ООО «ССК «ДорМостАэро» находится в стадии ликвидации. Ликвидатором выступает Ислям Еникеев. ООО «ССК «ДорМостАэро» являлось поставщиком в 65 государственных контрактах на сумму 5,587 млрд р. Практически все госконтракты были заключены с ФКУ «Поволжскавтодор». Ислям Еникеев известен в качестве владельца ряда компаний, которые на данный момент ликвидированы. Еще несколько лет назад об организациях, в которых фигурировал Ислям Еникеев, говорили почти как о «королях госконтрактов». В 2012-2017 гг. ООО «Волга-Проект», которым руководил Еникеев, получало множество довольно крупных контрактов (ценой до 627 млн р.) на ремонт и строительство федеральных дорог. Среди заказчиков было все то же ФКУ УПРДОР «Приуралье» (см. «Хронограф» №33 (814) от 11.10.21), с которым были налажены отношения у ООО «Гео-Проект» Михаила Артемьева.

Иван Безбах с 2019 по 2021 г. руководил ООО «Дороги Приволжья». В то время когда он был директором, ООО «Дороги Приволжья» набрало 72 госконтракта на сумму 1,58 млрд р. Среди основных заказчиков опять же ФКУ УПРДОР «Приуралье».

Связка Ивана Безбаха, получившего половину долей в самарских компаниях с владельцем ООО «Гео-Проект» Михаилом Артемьевым, скорее всего, позволит близким им компаниям бороться за контракт на строительство ЮОД. Конкуренцию им могут составить как строительно-дорожные кланы из Самарской обл., так и представители Татарстана, которые пользуются поддержкой в самарском минтрансе.

Примечательно, что у основного заказчика ООО «Гео-Проект» ФКУ УПРДОР «Приуралье» в январе т.г. сменился директор. Влиятельным учреждением стал руководить Денис Абрамов. С 2013 по 2018 г. Абрамов руководил ГКП «Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской обл.», которое отвечает за дороги в Самарской обл.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.