Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (887) | 3 июля 2023г.
 

Бесполезный миротворец

Артяков приехал в Самару улаживать конфликт между «ОДК-Кузнецов» и РКЦ «Прогресс»

Андрей Неретин

23 июня бывший губернатор Самарской обл. (2007-2012 гг.), а ныне первый заместитель гендиректора госкорпорации (ГК) «Ростех» Владимир АРТЯКОВ (на фото) появился в г. Самаре. По официальной версии, он прибыл для участия в церемонии открытия центра конструкторских и научных исследований ПАО «ОДК-Кузнецов». Между тем негласной целью визита, судя по всему, стала необходимость урегулирования конфликта с АО «РКЦ «Прогресс», который в последнее время начинает набирать обороты. Бесполезность таких затей Артяков должен был осознать еще 15 лет назад, когда его самого на протяжении двух лет пытались примерить с бывшим президентом АО «АВТОВАЗ» (2007-2009 гг.) Борисом АЛЕШИНЫМ.

23 июня в Самаре состоялась церемония ввода в эксплуатацию нового центра конструкторских и научных исследований «ОДК-Кузнецов». В торжественном мероприятии принимали участие первый заместитель генерального директора ГК «Ростех» Владимир Артяков, генеральный директор АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) Вадим Бадеха, управляющий директор «ОДК-Кузнецов» Алексей Соболев, генеральный директор ФГУП «Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова» Андрей Козлов, представители ряда других ключевых предприятий отрасли. Само собой, к участию в торжестве примкнул губернатор Самарской обл. Дмитрий Азаров.

Пресс-служба АО «ОДК» и «ОДК-Кузнецов» заявила, что в новом ОКБ якобы организовано 500 высокотехнологичных рабочих мест. На строительство комплекса было потрачено свыше 1,5 млрд р. налогоплательщиков. Владимир Артяков на церемонии открытия выразил уверенность в том, что специалисты смогут обеспечить страну авиационными, космическими и энергетическими силовыми установками.

На деле ситуация отнюдь не безоблачная. Вполне возможно, что бывший губернатор Самарской обл. прибыл в регион для того, чтобы попытаться урегулировать набирающий обороты конфликт между «ОДК-Кузнецов» и РКЦ «Прогресс». Пожалуй, впервые в истории завязались серьезные судебные тяжбы между двумя системообразующими предприятиями аэрокосмического кластера Самары, которые находятся под контролем государства.

В настоящее время в Арбитражном суде Самарской обл. ведется разбирательство по двум исковым заявлениям «ОДК-Кузнецов» к РКЦ «Прогресс», которые поступили на рассмотрение 27 апреля т. г. Согласно материалам арбитража, «ОДК-Кузнецов» по одному из заявлений требует взыскать с РКЦ «Прогресс» 35 млн р. задолженности за поставленный двигатель (дело №А55-13366/2023).

По второму заявлению двигателестроительное предприятие требует взыскать с производителя ракетно-космической техники 39,5 млн р. (дело №А55-13367/2023). На сайте арбитража не раскрываются основания, по которым заявлены требования в рамках второго искового заявления. Впрочем, можно предположить, что они также связаны с задолженностью за поставку двигателя.

Важно отметить, что РКЦ «Прогресс» и «ОДК-Кузнецов» являются стратегическими партнерами. Ранее пресс-служба «ОДК-Кузнецов» заявляла, что предприятие является производителем двигательных установок РД-107А/РД-108А и НК-33, которыми оснащаются первые и вторые ступени всех ракет-носителей типа «Союз». Сборку ракет-носителей «Союз» осуществляет РКЦ «Прогресс». На «ОДК-Кузнецов» с гордостью заявляют: «Доля предприятия в сегменте ракетных двигателей на российском рынке составляет 80% по грузовым пускам, по пилотируемым — 100%. Статистическая надежность двигателей — 99,9%» (https://kuznetsov- motors.ru/ press- center/ news/ naklonnyi- stend- %C2%ABodk- kuznetsov %C2 %BB- ispytal- dvigateli- dlya- raket- v- shestitysyachnyi- ra).

ПАО «ОДК-Кузнецов» в своем годовом отчете за 2020 г. отмечало: «Двигатели отличаются простотой конструкции, хорошими эксплуатационными качествами, высокой надежностью и по праву считаются одними из самых надежных в мире».

Трудно представить, как РКЦ «Прогресс», который выполняет госзаказы в рамках программы по освоению космоса, мог допустить возникновение задолженности за поставку двигателей. Не исключено, что у флагмана ракетно-космической отрасли возникли вопросы к «самым надежным в мире» двигателям. Вполне возможно, что Владимир Артяков, будучи вторым человеком во всемогущем Ростехе, прибыл в регион, чтобы не только открыть новое ОКБ, но и выступить в роли третейского судьи в начавшемся конфликте между «дочкой» Ростеха и ее стратегическим партнером из ГК «Роскосмос».

Следует отметить, что в ГК «Ростех» подобный «арбитраж» — типичная практика. Достаточно вспомнить ситуацию, которая возникла в 2007 г. на ООО «Группа АвтоВАЗ». Президент ООО «Группа АвтоВАЗ» (2006-2007 гг.) Владимир Артяков более года потратил на консультации с автоконцерном Renault о стратегическом партнерстве. В августе 2007 г. было объявлено о том, что Renault получит блокирующий пакет акций (25%). В конце августа 2007 г. Артяков был назначен на должность губернатора Самарской обл., а в сентябре 2007 г. президентом АО «АВТОВАЗ» стал Борис Алешин, который 15 октября 2007 г. подписал протокол о намерениях с итальянским концерном Fiat (см. «Хронограф» №47 (212) от 10.12.07). На почве расхождения в выборе стратегического инвестора между Владимиром Артяковым и Борисом Алешиным возник конфликт.

Дело дошло до того, что генеральный директор ГК «Ростех» и по совместительству председатель совета директоров АО «АВТОВАЗ» (2006-2014 гг.) Сергей Чемезов приезжал в Самарскую обл., чтобы посадить за один стол Артякова и Алешина и убедить их найти консенсус. Впрочем, «миротворческая» миссия Чемезова успехом не увенчалась. Конфликт закончился в 2009 г., когда Борис Алешин покинул АВТОВАЗ, а на его место был назначен Игорь Комаров. Отношения с Fiat были разорваны. Судя по всему, нынешняя миссия Владимира Артякова также закончится безрезультатно. Зря только время тратит, рискуя в итоге оказаться неэффективным переговорщиком.