Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (911) | 5 февраля 2024г.
 

В отличие от Красноярска

Развитие самарского метрополитена превращается в фантом

Андрей Неретин

18 января был опубликован проект изменений в Генеральный план г. о. Самара. Согласно сопроводительной документации, в городе предусмотрено строительство еще двух веток самарского метрополитена. Одна протянется на Хлебную пл., другая — до 18 км Московского ш. Реализация этих планов выглядит весьма призрачной. После того как на федеральном уровне было принято решение о выделении инвестиционно-бюджетных кредитов на строительство метрополитена в г. о. Красноярск, нетрудно предположить, что остальным регионам, в т. ч. Самаре, рассчитывать на аналогичные объемы финансирования не стоит.

Работа над генпланом

18 января на официальном сайте администрации г. о. Самара был размещен проект внесений изменений в генплан города. Как следует из документации, в Самаре планируется создать еще две линии метрополитена. Одна ветка будет соединять Центральный автовокзал и исторический центр Самары. Она включает в себя четыре станции: «Хлебная», «Клиническая», «Московская» и «Орловская». Согласно проекту изменений в генплан, линия метрополитена от ст. «Хлебная» до ст. «Орловская» будет иметь протяженность 6,4 км. Планируемый срок ввода в эксплуатацию — 2030 г.

Другая линия метрополитена берет начало на ст. «Орловская», а ее конечным пунктом будет ст. «18-й километр». Протяженность данной ветки составит 8,6 км. Она включает в себя пять станций, названия которым еще не придуманы. Планируемый срок ввода в эксплуатацию — 2040 г.

Безусловно, Самара, как и любой современный город-миллионник, должна иметь развитую сетку подземного рельсового транспорта, способную взять на себя основную долю пассажиропотока. Однако декларативные планы разбиваются о реалии. Необходимо понимать, что создать две ветки метрополитена с девятью новыми станциями можно только в том случае, если темпы строительства будут стахановскими или, как минимум, не уступающими московским. С соответствующим финансированием. По сути, чтобы в 2030 г. сдать в эксплуатацию линию метрополитена «Орловская — Хлебная пл.» необходимо уже сейчас как можно быстрее приступать к работам и возводить все четыре станции одновременно. Поэтому губернатор Самарской обл. Дмитрий Азаров должен был еще вчера выпросить в Кремле новый бюджетный кредит на реализацию бюджетоемкого инфраструктурного проекта, который по своим масштабам должен затмить все предыдущие. То, как губернатор-технократ Азаров умеет это делать, 16 ноября 2023 г. стало известно всей стране. В тот знаменательный день Октябрьский районный суд г. Самары заключил под арест бывшего первого вице-губернатора — председателя правительства Самарской обл. (2017-2023 гг.) Виктора Кудряшова (см. «Хронограф» №38 (903) от 20.11.23) и врио министра строительства Самарской обл. Михаила Асеева (см. «Хронограф» №38 (903) от 20.11.23). Оба оказались замешанными в махинацию вокруг финансирования проектирования фантомной ст. «Самарская» (см. «Хронограф» №39 (904) от 27.11.24).

Инерционность мышления

Следует отметить, что идея строительства двух новых веток самарского метрополитена витает в воздухе уже не первое десятилетие. С учетом этого обстоятельства, к возникшему к ним вниманию следует относиться не более как к проявлению инерционности мышления номенклатуры. Эксперты Областного аналитического еженедельника «Хронограф» отмечают, что еще 15 лет назад была рассчитана стоимость строительства новой ветки до Хлебной пл. По ценам тех лет она составила порядка 30 млрд р. Из-за инфляции данные расчеты выглядят неактуальными. В 2010 г. курс национальной валюты составлял 30 р. за $1. Теперь — 90 р. за $1. Причем, на фоне фактического прекращения в РФ валютных торгов этот показатель выглядит явно надутым. Вполне возможно, что стоимость строительства новой ветки метрополитена до Хлебной пл. изменилась как минимум в три раза, и ее надо оценивать уже не менее чем в 90 млрд р. Также следует учитывать, с какими трудностями могут столкнуться метростроители при ведении работ в историческом центре города. Здесь придется перекладывать массу подземных коммуникаций. Кроме того, высока вероятность, что в ходе прокладки туннеля и коммуникаций будут найдены следы самарской крепости или другие скрытые под землей культурные слои. В связи с этим может потребоваться проведение экстренных археологических работ. Данные обстоятельства также могут повлиять как на график строительства метро, так и на сумму затрат.

Между тем в 2023 г. для многих стало очевидно, что федеральный бюджет РФ не бездонный и ресурсы на реализацию крупных инфраструктурных проектов ограничены. При этом значительная их часть уже направлена на создание метро в г. Красноярске. В марте 2022 г. губернатор Красноярского края (2017-2023 гг.) Александр Усс заявил, что региону были выделены первые 10 млрд р. федерального инфраструктурного кредита на строительство метро. При этом надо понимать, что в Красноярске, в отличие от Самары, на тот момент не имелось ни одной станции. Позднее стало известно, что федеральные власти одобрили Красноярску выделение 89 млрд р. бюджетного кредита на данные цели. Красноярский метрополитен должен стать восьмым в России и вторым в Сибири (после г. Новосибирска). Задуманная протяженность первой красноярской ветки метрополитена — 10,8 км. Запроектированная первая линия включает 9 станций.

31 августа 2023 г. президент РФ Владимир Путин в режиме видеоконференции провел совещание по вопросам социально-экономического развития Красноярского края. Новый губернатор Красноярского края Михаил Котюков доложил президенту, что строители наконец приступили к выполнению работ и укладываются в график. Тем не менее даже Красноярску пришлось пойти на сокращение расходов. «Сейчас мы с Михаилом Михайловичем (Котюковым. – Прим. ред.) очень подробно все обсудили,

приняли кое-какие изменения по оптимизации, потому что ключевой вопрос — уложиться в заявленный бюджет с учетом сегодняшней ситуации с инфляцией», — отметил заместитель председателя РФ Марат Хуснуллин (http://kremlin.ru/ events/ president/ news/ 72161). По итогам совещания Владимир Путин дал поручение правительству РФ обеспечить своевременное финансирование и реализацию до 2026 г. проекта по строительству в Красноярске линии «скоростного подземно-наземного легкого рельсового транспорта».

Курс на Восток

В своих публичных высказываниях Владимир Путин неоднократно отмечал необходимость сделать Красноярск одним из центров федеральной власти. «Я считаю возможным и правильным часть каких-то федеральных, центральных органов власти перевести в Сибирь. Допустим, Красноярск является подходящим, на мой взгляд, для этого местом», — заявил Путин, выступая на молодежном форуме «Селигер-2014». «Чего они все расселись в Москве?» — иронично добавил Путин о представителях федеральных органов власти, выступая перед молодежью.

16 января 2024 г. на всероссийском муниципальном форуме «Малая родина — сила России» Путин в ходе общения с главой Красноярска Владиславом Логиновым в очередной раз напомнил о месте Красноярска: «Мне добавить нечего, только то, что Красноярск — географический центр Российской Федерации. Имея в виду необходимость сбалансированного развития территорий, конечно, нужно думать и о развитии Красноярска как одного из центров России». В ходе общения Логинова с Путиным был затронут вопрос о строительстве метро. Столь явная увлеченность Путина вопросами развития Красноярска свидетельствует, что лоббистам федерального уровня удалось развернуть вектор освоения глобальных финансовых ресурсов на Восток. При таком положении вещей Самара становится периферией.

Пока в Самаре мечтают о строительстве новых веток метро, бюджетные кредиты уходят в Красноярск. Сегодня уже трудно представить, что у федерального центра найдутся сопоставимые с красноярскими ресурсы на реализацию подобных инфраструктурных проектов в других городах, в т. ч. и в Самаре. Вполне возможно, что основной смысл фиксации новых фантомных веток в генплане Самары заключается в привлечении столичных инвесторов. Вероятно, делается ставка на интерес девелоперов к локациям, где по бумагам должны быть построены станции метрополитена. Хотя после раскрутки громкой уголовной истории с проектированием фантомной ст. «Самарская» планы по двум новым веткам вряд ли добавят инвесторам оптимизма.

Сформулированный одним из основоположников марксизма Фридрихом Энгельсом закон материалистической диалектики о переходе количественных изменений в качественные, применительно к методу современного самарского фантомного метростроительства, следует воспринимать как переход от качества к количеству. На смену одной фантомной станции пришла целая группа, в составе теперь уже фантомной ветки.