Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (899) | 23 октября 2023г.
 

Наперекор Пивкину

Москвичи попытались блокировать содержание самарских дорог

Татьяна Федорова

17 октября УФАС России по Самарской обл. сообщило о возобновлении торгов по четырем закупкам услуг на зимнее содержание самарских дорог общего пользования. Затянуть процесс пытались две московские компании — ООО «Лидер» и ООО «Экодом». Вмешательство столичных профессиональных жалобщиков происходит на фоне неопределенности перспектив Ивана ПИВКИНА (на фото) на посту министра транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. В случае ротации столичный спойлинг может помешать фаворитам Пивкина успеть приступить к освоению средств налогоплательщиков.

Гирлянда жалоб

12 октября в УФАС России по Самарской обл. в четкой последовательности поступили жалобы от ООО «Лидер» и ООО «Экодом» на действия министерства транспорта и автомобильных дорог (минтранс) Самарской обл. при проведении конкурсов на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения. Общая сумма закупок превышает 2 млрд р. Ошибки были обнаружены в документации к конкурсу за право содержать в г.о. Самара «Московское ш. (от ул. Мичурина до а/д Подъезд к г.о. Самара от М5 «Урал»), мостовой переход «Кировский»)» с начальной ценой 496 млн р. Еще одна жалоба поступила на конкурс по госзаказу на содержание в Самаре дорожного участка «ул. Ново-Садовая (от ул. Полевой до пр-та Кирова), Красноглинское ш. (от моста через р. Сок до Волжского ш.), ул. Демократическая (от Волжского ш. до ул. Ново-Садовой), Волжское ш. (от Московского ш. до Красноглинского ш.), Волжский — аэропорт Курумоч» стоимостью 465,5 млн р. Также были опротестованы условия конкурсов на содержание в Самаре мостового перехода «Фрунзенский» стоимостью 128,6 млн р. и на содержание дорог в южной части Самарской обл. за 659,8 млн р.

ООО «Лидер» и ООО «Экодом» в своих последовательных жалобах указывали, что минтранс не установил в технических требованиях к участникам конкурсов предельных значений коэффициентов по опыту, который подлежит оценке. Тем не менее по результатам рассмотрения жалоб самарское УФАС сообщило: «Сотрудники антимонопольного органа, изучив полученные материалы, не установили нарушений закона о контрактной системе и признали жалобы ООО «Лидер» и ООО «Экодом» необоснованными» (https://samara.fas.gov.ru/ news/ 18827). После этого 17 октября было сделано заявление о возобновлении процедуры торгов.

18 октября по всем перечисленным лотам конкурсная комиссия подвела итоги торгов. Имена победителей не будут оглашены до момента подписания контрактов.

Бывает, что т.н. профессиональным жалобщикам удается добиться срыва подписания контрактов уже после подведения итогов торгов (см. «Хронограф» №27 (892) от 4.09.23). В данном случае сюрприз может появиться из-за любого угла. По крайней мере раньше в Самарской обл. такого явления, как гирлянда жалоб при расторговке дорожных заказов, наблюдать не приходилось.

Профессионалы своего дела

По ряду признаков ООО «Лидер» и ООО «Экодом» можно считать «профессиональными жалобщиками». Действуют они, как правило, только по заказу третьих заинтересованных лиц за определенную плату. ООО «Лидер» (ИНН 9729270347) зарегистрировано 11 апреля 2018 г. в г. Москве по адресу: ул. Дружбы, д. 4, корп. 1, с основным видом деятельности «строительство жилых и нежилых зданий». Генеральным директором и единственным учредителем ООО «Лидер» записан Расул Данчаров. Сведения об участии ООО «Лидер» в госзакупках в качестве поставщика услуг отсутствуют. При этом за ООО «Лидер» числится 233 жалобы в органы ФАС России (см. «Хронограф» №24 (889) от 17.07.23).

ООО «Экодом» (ИНН 7724499299) создано в 2019 г. в Москве с уставным капиталом 90 тыс. р. Основным видом деятельности было выбрано: «предоставление вспомогательных услуг для бизнеса, не включенных в другие группировки». Владельцем и директором ООО «Экодом» с момента создания записан Игорь Мельниченко. Последний раз ООО «Экодом» раскрывало отчетность по итогам работы в 2020 г. 6 октября 2023 г. в Арбитражный суд г. Москвы поступило заявление от ИФНС России №51 по г. Москве о признании ООО «Экодом» несостоятельным по упрощенной процедуре отсутствующего должника. У ООО «Экодом» нет ни одного заключенного госконтракта, зато оно успело подать 185 жалоб в антимонопольные органы различных регионов.

Попытка блокировки закупок услуг на зимнее содержание самарских дорог проходит на фоне кризиса формирования правительства Самарской обл. Минтранс в статусе врио министра до настоящего момента возглавляет Иван Пивкин. Церемония вступления в должность губернатора Самарской обл. Дмитрия Азарова состоялась еще 25 сентября.

С этого момента все правительство было официально отправлено в отставку. Законодательно срок формирования кабинета министров не закреплен.

При этом известно, что во всех субъектах РФ, в которых 10 сентября определялись с кандидатурой губернатора, правительства уже сформированы. Самарская же обл. в очередной раз стала исключением. Дмитрий Азаров, получивший возможность 10 сентября пролонгировать губернаторские полномочия, судя по всему, до настоящего момента не в состоянии согласовать на федеральном уровне комфортные для себя кандидатуры на посты министров.

Торжество закона

21 декабря 2021 г. Госдума (ГД) РФ приняла ФЗ №414 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ», более известный как закон «Клишаса-Крашенинникова». Этим документом была усилена вертикаль исполнительной власти, а именно закреплено право федеральных министерств согласовывать назначения и отставки глав министерств субъектов РФ.

Иван Пивкин, оставаясь в статусе врио министра транспорта и автомобильных дорог Самарской обл., до конца текущего финансового года успел, что называется, заскочить в последний вагон, выставив на торги госконтракты на общую сумму около 2 млрд р. (см. «Хронограф» №31 (896) от 2.10.23). Фавориты Пивкина, будучи опытными приемщиками денег налогоплательщиков, долго ждать не собирались.

С учетом этих обстоятельств в действиях ООО «Лидер» и ООО «Экодом» можно было усмотреть прямой интерес лиц, рассчитывающих на появление на посту министра нового человека. Не исключено, что действовали они по заказу структур, которые, надеясь на смену министра, пытались торпедировать закупки с целью не дать структурам, близким Пивкину, освоить средства.

Дорожную отрасль на уровне правительства РФ курирует заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин. Во многом именно от него зависит, кого утвердят на должность руководителя минтранса Самарской обл. Кроме того, свое мнение по этому вопросу может иметь еще один заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко. В правительстве РФ он курирует Приволжский федеральный округ, куда входит Самарская обл. Чернышенко также отвечает за вопросы культуры, туризма и спорта. До назначения в правительство РФ он занимал должность генерального директора и председателя правления (2015-2020 гг.) АО «Газпром-Медиа Холдинг», принадлежащего АО «Газпромбанк».